Когнитивная модель и протокол СМЭР.
Сегодня хочу вам рассказать об одной основополагающей технике, с которой когнитивно-поведенческий терапевт начинает исследовать внутренние процессы клиента.
Клиенту предлагается начать вести дневник, который называется «СМЭР». Ведется он по определенной схеме. Суть его в том, что ситуация, которая беспокоит человека и в которой проявляется его проблема, раскладывается на следующие элементы:
– событие, которое спровоцировало у человека определенную реакцию;
– мысли, которые возникли в этот момент у человека в голове;
– эмоции, которые нахлынули на человека;
– реакция, то есть его поведение.
Соответственно, схема выглядит так: происходит событие, на которое человек реагирует какими-то мыслями. Эти мысли запускают определенные эмоции, которые в свою очередь провоцируют определенное поведение.
Например, молодой человек пришел с проблемой, что у него не получается знакомиться с девушками. Он берет конкретную ситуацию, где у него не получилось познакомиться, и описывает ее в дневнике.
Он встретил вчера в 7 часов вечера по дороге с работы на улице симпатичную девушку и хотел с ней познакомиться.
У него в голове пролетает мысль: «Сейчас я к ней подойду, а она меня пошлет куда подальше».
У него возникает от этой мысли страх.
И он проходит мимо, даже не попытавшись к ней подойти.
Давайте подумаем, на что в этой схеме можно повлиять, что изменить.
На ситуации мы не можем повлиять, мы можем только стараться их избегать. Например, в случае с социофобией, человек может избегать публичных выступлений или каких-то вечеринок, чтобы не чувствовать себя неловко. Стратегия имеет место быть, но она очень ограничивает человека.
На эмоции влиять можно. Существуют всевозможные техники, в том числе экспресс-техники, типа релаксации, дыхательных практик, техник отвлечения внимания и другие, которые помогают снизить эмоциональный накал. Использование этих техник могут помочь в каких-то конкретных ситуациях, но использовать их как постоянную стратегию я бы не посоветовала, поскольку это похоже на прием обезболивающего при зубной боли: в данный момент боль снимет, но зуб не вылечит.
На поведение влиять тоже можно с помощью волевого усилия. Можно подавить эмоцию и вести себя, как будто ее нет. Но, во-первых, это очень тяжело и энергозатратно, а во-вторых, эмоция может быть так сильна, что человек не справится с ней.
А вот с мыслями работать правильнее всего, поскольку именно они являются причиной возникающих эмоций, которые в свою очередь являются причиной поведения. Вернемся к нашему молодому человеку, который боится познакомиться с девушкой, так как в его сознании на 90 или даже 100 % он уверен, что она откажет. И когда он так думает, он занимается предсказанием будущего, а предсказывать будущее не очень-то реально. Не знает он, откажет она или нет. И она на самом деле может согласиться с ним познакомиться, а может не согласиться. Но (!) если она не согласится, то этот отказ никак не делает этого молодого человека хуже. Он не становится от этого неудачником, лузером, каким-то не таким. Нет! Просто эта конкретная девушка по каким-то своим причинам не захотела с ним знакомиться.
Понимаете, на что я делаю опору? Не на то, что надо думать, что все будет хорошо и эта девушка обязательно оставит свой телефон и согласится встретиться. А на то, что может быть по-разному, и есть разные вероятности развития определенных вариантов событий, но что бы ни случилось, с ним все будет ок. И тогда любое негативное событие, которое может случиться, не станет катастрофой, поскольку не будет нести в себе угрозу личности, а станет лишь частью опыта.
Другие мои статьи читайте в блоге.