Страх отказа в большинстве случаев является следствием травмы отвержения. Когда человеку с этой травмой в чем-то отказывают: в любви, в дружбе, в работе, в знакомстве, в участии в каких-то мероприятиях, купить продаваемый им продукт, и т.п., он чувствует себя дефективным, недостаточно хорошим, неинтересным и ненужным. Так ощущать себя крайне тяжело, поэтому он предпочитает не создавать ситуации, в которых он может получить этот отказ. А значит, он не проявляет себя, ничего не предлагает, не выказывает симпатию к понравившемуся человеку, не заявляет о своих чувствах, желаниях, потребностях. И тем самым заранее отказывается от того, что ему хотелось бы иметь и что у него могло бы быть, заяви он о себе.
Работу со страхом отказа я обычно начинаю с поиска убеждений, которые за этим страхом стоят. Что именно для человека означает отказ? Почему это так невыносимо для него? В большинстве случаев мы обнаруживаем, что отказ для него означает подтверждение дефектности его личности. Когда такой человек думает о возможном отказе, он убирает из своего внимания все внешние причины и видит только внутренние. Причем эти внутренние причины связаны не просто с недостатком каких-то навыков, а именно с глубинной оценкой личности. Поэтому первое, что мы делаем, – исследуем реальность. Действительно ли, когда кому-то в чем-то отказывают, причина всегда в предлагающем? Или причина может быть также и в отказывающем, и в каких-то внешних обстоятельствах?
Так, если один человек предлагает другому купить свечи, которые он сам сделал, то другой может ему в этом отказать не только потому, что свечи плохие, но и потому что:
– ему не нравится отдушка или цвет (но это не значит, что эта же самая отдушка или цвет не понравится другому человеку),
– он уже купил много свечей и ему сейчас не надо,
– он вообще не пользуется свечами,
– у него нет денег,
– он завидует, что сам ничего не производит,
и т.д.
Также мы проверяем связь того, что человек предлагает, с его глубинными качествами личности. Допустим, у человека не покупают свечи именно из-за качества самих свечей. Но это же совершенно не означает, что человек, которые сделал некачественные свечи, сам по себе плохой. Он остается прекрасным человеком, это лишь с его свечами что-то не так. И отказ может быть всего лишь информацией об этом. И тогда можно поэкспериментировать еще с отливкой, посоветоваться со специалистами, что-то почитать, поменять ингредиенты и т.д. Тем самым улучшив качество своего продукта и получив ценный опыт.
После этих обсуждений и понимания, что на самом деле отказ никак не указывает на плохость человека, можно придумать новые убеждения, которые будут поддерживать его уязвимую часть и в которые он также поверит. Например, это может звучать так: «То, что у меня не купили свечи, не делает меня стремным человеком».
И после того, как мы поработали с убеждениями, оспорили связь ситуации отказа и самой личности человека, придумали новые убеждения, необходимо протестировать реальность и специально пойти в ситуацию, где отказ возможен. После работы, проделанной выше, это уже будет значительно легче сделать. И в большинстве случаев, если отказ реально произойдет, человек отнесется к нему уже намного спокойнее. А еще есть вероятность, что наоборот, он получит опыт согласия и принятия, который будет рассеивать его старые негативные установки. И если он продолжит практиковать новое поведение и новое мышление, то со временем практически избавиться от переживания.
Однако в случае, если травма отвержения тяжелая, этой работы может быть недостаточно. И тогда необходимо поисследовать, когда человек испытывал схожие чувства в раннем возрасте, и найти таким образом те триггерные ситуации, которые развили травму. После того, как ситуации будут найдены, мы можем их переписать в воображении. Для этого необходимо погрузить человека в травмирующую историю и ввести в нее помогающего персонажа, который поддержит его в той ситуации, защитит и даст ему то, в чем он тогда нуждался. Для мозга не важно, в реальности что-то происходит или в воображении. Благодаря этой практике нейронные связи перепишутся, и внутренний ребенок получит то внутреннее принятие, которого так ему не хватает. С кем-то необходимо будет сделать ряд подобных практик, а кому-то хватает и одного раза.
Стратегия, предложенная выше, очень эффективна для работы со страхом отказа и другими страхами, вызванными травмой отвержения. Если у вас уже был опыт когнитивно-поведенческой терапии и вы знакомы с ее основными инструментами, то вы сможете использовать эту стратегию самостоятельно. Если опыта не было и самому разобраться сложновато, приходите ко мне на психотерапию.
Другие статьи читайте в моем блоге.