Ассертивное поведение

Ассертивное поведение.
Существует три способа реагирования в ситуациях, когда нас кто-то обижает.

Первый способ – агрессивный. Мы нападаем на других людей, оскорбляем, повышаем голос, применяем физическое воздействие.

Второй способ – пассивный. Мы молчим и проглатываем обиду.

Третий способ – ассертивный. Мы не проглатываем обиду, можем постоять за себя, но при этом не набрасываемся на другого человека.

Приведу простой пример. Представьте, что один человек называет другого дураком.

Агрессивный способ реагирования (крича): «А ты вообще дебил полнейший!»

Пассивный способ реагирования: опустить голову и промолчать.

Ассертивный способ реагирования (спокойно): «Я так не думаю. Давай вернемся к тому, что мы хотели обсудить».

Ассертивность также подразумевает прямое выражение своих желаний и потребностей. Представьте себе, что вы приходите с работы уставшие, а дети просят тут же поиграть с ними. Можно согласиться и пойти играть, несмотря на усталость. Но она никуда не денется, и вы будете раздражаться, и в конце концов можете сорваться и накричать на детей из-за какого-то пустяка.

Ассертивным поведением здесь будет сказать детям, что вы устали, что вам надо немного отдохнуть, а попозже вы с ними поиграете. Таким образом, у вас появится время для законного отдыха, а также появится ощущение, что вы – хороший родитель, который запланировал время игр со своими детьми.

Таким образом, ассертивность позволит уменьшить количество ситуаций, когда у вас появляется ощущение, что с вами поступили несправедливо, а, следовательно, уменьшится количество поводов для раздражения.

Давайте рассмотрим с вами более конкретно, каким образом вести себя более ассертивно.

  1. Начинайте говорить от первого лица, используя местоимение «Я». Когда вы начинаете свою речь с местоимения «ты», то человек это расценивает, как нападение. Далее он уже не слышит, что вы говорите, он начинает защищаться. Таким образом, в начале нашего посыла мы выражаем свои потребности и пожелания.

    Сравните, две фразы:

    – Ты вообще меня не слышишь! Тебе пофиг на меня! Только о себе думаешь!

    И

    – Мне бы очень хотелось, чтобы ты выслушал, о чем я думаю и что чувствую.

    Когда вы выражаете свою потребность или просьбу, то у собеседника больше шансов, что он вас услышит, а значит, разговор будет более продуктивным.

    2. Если ваш собеседник вас в чем-то обвиняет, и это действительно так и есть, не надо убеждать его, что это не так. Согласитесь с действиями, которые вы не сделали, но не соглашайтесь с нелицеприятными эпитетами, которыми вас могут наделить. Объясните, почему вы поступили определенным образом.

    Например, если вам говорят:

    – Посмотри, какая ты лентяйка, вообще ничего по дому не делаешь.

    Вы можете ответить:

    – У меня действительно не хватает времени на работу по дому, но не потому, что я лентяйка, а потому что я очень сильно устаю на работе.

    3. Ваше выражение желаний и потребностей должно быть четким и ясным. Не ждите, что люди прочитают ваши мысли и сделают все, как вам хотелось бы в вашей голове. Чем яснее вы озвучите свои ожидания, тем больше вероятности, что их выполнят.

    Например, вы можете сказать детям:

    – Уберите, пожалуйста, все игрушки к тому моменту, как я вернусь.

    Или мужу:

    – Я себя плохо чувствую. Поиграй, пожалуйста, с ребенком, пока я полежу.

    Или подчиненному:

    – Выполни, пожалуйста, эту работу до конца рабочего дня. Если тебе что-то может помешать, сообщи мне, пожалуйста.

    4. Если человек не выполнил вашу просьбу, ничего страшного. Так и не будет в 100 процентах случаях, и ожидать этого неверно. Акцентируйте свое внимание на выражении своей потребности, а не на конечном результате.

    Таким образом, ваше общение будет более конструктивным и способствовать здоровому построению отношений.

    Другие мои статьи читайте в блоге.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Корзина для покупок